Самый распространённый вопрос от родителей будущих первоклассников: «Как подготовить ребёнка к школе? Что ему нужно знать к 1 классу?»
И, наверное, ожидаемый ответ такой: «Научиться читать, складывать и вычитать в пределах 10 и прочие базовые вещи".
Но не это главное.
Я бы сформулировала вопрос иначе: «Как подготовить ребёнка к жизни?»
Вы смотрели прекрасный короткометражный фильм от Pixar «Песочник"? О том, как мама учит своего птенчика самостоятельно добывать себе пищу. Как она настойчиво, строго и в то же время с любовью и пониманием относится к своему малышу. Она понимает, что если сейчас пожалеть птенчика и сделать снова все за него, то он так и не станет самостоятельной взрослой птицей, поэтому она выбирает не жалость, а любящую строгость, которая поможет её ребёнку вырасти и взобраться на новую ступеньку.
Мы привыкли проявлять любовь и заботу к своим детям в форме чрезмерной опеки и желании сделать их жизнь легче, чтобы жили они в достатке и ни в чём не нуждались. А эта мама-птица показывает другую заботу. Заботу о внутреннем росте и развитии своего ребёнка, заботу о том, кем он станет и каким будет; заботу, помогающую ребенку перебороть страхи и лень; заботу, которая не всегда ласка и нежность, но иногда – строгость и настойчивость.
В наш век больших городов, неограниченного ассортимента доступных товаров, роботов-пылесосов, личных автомобилей, интернета и различных гаджетов, облегчающих жизнь, есть большой риск воспитать ребёнка в тепличных условиях, слабовольного человека, неготового трудиться вообще, а для других тем более, несамостоятельного, пасующего перед трудностями, эгоистичного, привыкшего, что все вокруг для него, и любое желание будет тут же исполнено заботливыми и любящими родителями, а ему даже потрудиться не придётся.
А труд облагораживает человека: учит быть старательным, доводить дело до конца, справляться с трудностями.
Труд для других учит детей быть внимательными к окружающим, учит ценить труд других людей, учит думать не только о себе и своих сиюминутных желаниях.
И задача родителей – создать условия для труда. Создать условия, в которых не все получается легко и сразу, не все достаётся, стоит только пожелать.
Конечно, в наше время детям не придётся косить траву для животных, пешком через лес идти до школы, а после бежать помогать окучивать картошку.
Но найти возможность трудиться, проявлять самостоятельность и крепчать духом можно.
Дети по своей природе любознательны и с огромным удовольствием пробуют что-то новое, хотят повторять за взрослыми, хотят делать все сами. Очень важно не загасить этот азарт, говоря ребенку: «Ты ещё маленький, не сможешь, я сама", важно не пожалеть времени и терпения и все же дать ребёнку попробовать. Да, прольётся молоко, да, разобьётся не одна чашка, но зато сохранится инициативность и любознательность и сформируется позитивная модель поведения – «беру и делаю». В обратном же случае ребёнок привыкает к другой модели: «Я ничего не умею, за меня кто-нибудь сделает».
Как только ребёнок научился ходить, нам нужно чаще находить возможность обратиться к ребёнку с просьбой: что-то принести, подержать, чтобы он рос, осознавая, что он нужен, что он тоже может внести свой вклад в жизнь семьи.
По мере взросления ребёнка, дела и просьбы тоже взрослеют. Примерно до 5 лет все дела выполняются вместе с ребёнком, и, конечно, это больше похоже на игру: вместе заправить постель, вместе развесить белье, вместе накрыть на стол и помыть посуду, вместе навести порядок и помыть полы, полить цветы и много-много других дел. Практически все домашние дела можно делать вместе с ребёнком.
Конечно же, это займёт больше времени, терпения и спокойствия, и гораздо проще все сделать самому, НО такое совместное РАДОСТНОЕ позитивное выполнение дел сформирует привычку помогать по дому, сформирует позитивное отношение к труду и послужит хорошим фундаментом в будущем.
С 5 лет ребёнок уже готов выполнять некоторые дела самостоятельно и качественно.
Например, каждый день после обеда мыть посуду за всей семьёй.
Конечно, сначала это будет не очень чисто, будут оставаться жирные пятна на посуде, лужи вокруг, но задача родителей – в дружеском диалоге подвести ребёнка к тому, что нужно переделать и довести до хорошего результата, а в следующий раз не полениться и сделать хорошо с первого раза.
И в данной ситуации родители будут словно та птичка, которая заботливо ведёт своего птенца к результату. Иногда у птенчика не получается, иногда ему лень, хочется опустить крылышки и чтобы за него все сделали… но нам важно не впасть в жалость к своему ребёнку, а все таки помочь ему вырасти и справиться с трудностью. И когда ребёнок встретится в жизни с новой трудностью, у него уже будет позитивный опыт, как справиться с тем, что не получилось с первого раза, с тем, что страшно…
Когда одно дело освоено, к 6 годам можно добавлять ещё дела: помыть полы в одной комнате, навести порядок в шкафу, почистить чайник… и всегда с любовью и строгостью вести ребёнка до качественного результата.
И не нужно забывать о делах, которые к 6 годам уже априори должны быть на самостоятельном контроле у ребенка: заправить постель, умыться, навести порядок в комнате.
Это огромный труд и огромные затраты времени, внимания и терпения со стороны родителей. Так важно, с одной стороны, не заставлять, не ругать за беспорядок и плохо помытую посуду, а с другой стороны, не жалеть, не уговаривать и не сюсюкать. Нужно найти золотую середину в отношениях, чтобы у вас сложились крепкие доверительное дружеские отношения с ребенком. И важно помнить, что это во благо ребёнка.
Вот самая лучшая подготовка к школе, а глобально – к жизни.
Когда ребёнок научился сам отвечать за свои дела, доводить их до конца качественно, учёба в школе станет для него дорогой радостных открытий. Он не будет тратить время на лень, капризы, а все свои силы отправит на раскрытие своих талантов, на успешное освоение новых знаний, он будет легко и самостоятельно справляться с домашним заданием, играючи будет справляться с трудностями, будет радостно строить здоровые отношения с одноклассниками и будет инициативным членом коллектива, потому что родители построили ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ - научили трудиться, сформировали самостоятельность, научили сотрудничать и договариваться.
В таком случае школа станет счастливым временем для ребёнка и родителей.
Желаем вам быть друзьями с вашими детьми, пусть ваши отношения будут крепкими и ведут вас вперёд!