И, конечно же, эта сложность ребёнку абсолютно не нужна. На мой взгляд, отметка нужна родителям, но в большинстве своём, она нужна им для удовлетворения своих амбиций. Почти каждый Родитель, узнав отметку за проделанную работу своего ребёнка, обычно спрашивает:
« А какая оценка была у твоего соседа по парте?», «А как написали остальные?»
И, выслушав эти ответы, он делает выводы: «Ага, у моего все хорошо!» или «Ага, мой – хуже кого-то».
Ну, и в государственной школе отметка, конечно, нужна учителю для статистики, для отчета, для оценивания работы самого учителя.
Несмотря на то, что критерии оценки чётко прописаны, в каждом классе, по каждому предмету, по виду заданий, в жизни они все равно носят субъективный характер, потому что у учителя сегодня может быть плохое настроение, плохое самочувствие и это обязательно отразится на оценивании ребёнка. За один и тот же ответ в разном настроении в разной ситуации учитель поставит разную отметку.
Мой опыт показывает, что дети прекрасно живут без отметок! За почти тридцать лет работы с детьми, я не видела ни одного ребёнка, которого мотивировала бы тройка или двойка! Особенно, конечно, страдают те дети, которым учёбы даётся с трудом. Есть ребята, которые будут получать пятёрки, не прикладывая при этом особых усилий. Вот так вот устроено, вот такие они! Все даётся им настолько легко, что что бы они ни делали, у них всегда будет «пять» и «четыре». Они настолько привыкают к этим хорошим отметкам, что если вдруг какая-то случайная «тройка», то у некоторых ребят бывает огромный огромный стресс, и это тоже не есть хорошо.
А есть дети, которые будут долго и старательно выполнять задания, но получат за работу только «три» или «два», потому что есть определенные критерии. И таких детей в школе, на самом деле, немало. Их очень много. А ребёнок очень скоро понимает, что сколько бы он ни старался, будет все равно «три»! И он перестаёт стараться. Он перестаёт верить в себя, ему становится неинтересно учиться, потому что каждый ребёнок в начальной школе ждёт за свою работу похвалы.
В этом возрасте дети ещё пребывают, да и должны пребывать, в состоянии радости! А мы, взрослые, стараемся сразу сделать школьную жизнь серьезной, ответственной, чтобы все было по-взрослому.
Как только ребёнок идёт в школу, беззаботное детство заканчивается. И в школе для этого делается абсолютно все. Вот, какой бы вопрос в государственной школе мы не затронули, который касается образования, у меня такое впечатление, что всё – против ребёнка, что всё ему только во зло. А самое страшное в отметке, на мой взгляд, это то, что она не даёт маленькому человеку, находящемуся ещё в самом начале своего пути, право на ошибку. И это страшно.
Мы, взрослые, постоянно себе даём это право, мы постоянно даём себе какие-то шансы, мы постоянно ищем себе какие-то оправдания, а вот ребёнку право на ошибку мы не даём.
Особенно это видно с введением электронных журналов, когда у учителей отсутствует физическая возможность изменить через какое-то время «двойки» или «тройки». То есть, если поставил «двойку» или «тройку», и ребёнок не смог исправить оценку в течение какого-то времени, то эта двойка так и висит в электронном журнале, напоминая и родителям, и ребёнку о том, что случился такой неуспех, случилась такая проблема..
А вообще, если посмотреть – вот ребёнок приходит в школу. И всё в школе для него новое и всё для него неизведанное. Он учится, он делает свои первые шаги. Точно так же, как когда-то он начинал ходить.
Если вспомнить любого малыша, который делает свои первые шаги, и вспомнить наши взрослые эмоции и отношение к тому, что происходит. Что мы делали? Мы протягивали ручки, мы помогали, мы поддерживали, мы радовались! Даже если он упал, мы тут же бежали и поднимали, старались помочь. А теперь, ребёнок чуть подрос, шаги у него стали другие, шаги стали серьёзнее. Но, посмотрите, что мы делаем в школе? Что мы делаем, если ребёнок «упал»? Ведь «двойка» или «тройка» – это неверный шаг, это ошибка. Ошибка, когда ребёнку нужна помощь, а мы ставим сегодня «три», завтра «два», опять «три» и ждём, что ребёнок будет с огромным удовольствием и желанием идти по школьной жизни и дальше. Да не будет, конечно ! Не будет! Он очень быстро поймёт, что никто не поможет, никто не поддержит, что теперь всегда так будет – «три» и «два». И от этого очень- очень страшно.
В коллективе дети тоже очень быстро начинают делиться на отличников и троечников. И навешивается своеобразный ярлык.
Если честно, я ни разу не встречала ребёнка, который перешёл бы, например, в другой класс, в другую школу в статусе троечника и стал там хорошистом. Вот он приходит с этим ярлыком, и что бы он ни делал, как бы он ни старался – к нему отношение, как к троечнику. Ему уже не дают шансы вылезти из этого. Нет у него возможности изменить эту свою «статусность». Он так троечником и идёт. Стоит только по одному предмету поставить ребёнку «три», как тут же выстраивается целая цепочка уже очередных троек. Никто не хочет разбираться, если стоит между тройкой и четвёркой, поставим лучше тройку, на всякий случай, а вдруг не дотянет? А вдруг не сможет?