Школа Юных Творцов
Оценки и отметки.
Нужны ли они или как оценивать успеваемость ребёнка?
Своим опытом поделится педагог начальных классов Колчина Татьяна Викторовна.
"Отметки отводят детей от их природы, заслоняют познавательные мотивы"
Педагог Шалва Амонашвили
«Если посмотреть что такое отметки в педагогике, то мы прочитаем вот такое определение: Отметка - это результат процесса оценивания, условно формальное количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимися в цифрах. То есть, это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимися, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.»
Вот так все сложно?
"Отметка совсем не обязательна. Более того, часто вредна"
Михаил Кушнир, советник Лиги образования
И, конечно же, эта сложность ребёнку абсолютно не нужна. На мой взгляд, отметка нужна родителям, но в большинстве своём, она нужна им для удовлетворения своих амбиций. Почти каждый Родитель, узнав отметку за проделанную работу своего ребёнка, обычно спрашивает:

« А какая оценка была у твоего соседа по парте?», «А как написали остальные?»

И, выслушав эти ответы, он делает выводы: «Ага, у моего все хорошо!» или «Ага, мой – хуже кого-то».

Ну, и в государственной школе отметка, конечно, нужна учителю для статистики, для отчета, для оценивания работы самого учителя.

Несмотря на то, что критерии оценки чётко прописаны, в каждом классе, по каждому предмету, по виду заданий, в жизни они все равно носят субъективный характер, потому что у учителя сегодня может быть плохое настроение, плохое самочувствие и это обязательно отразится на оценивании ребёнка. За один и тот же ответ в разном настроении в разной ситуации учитель поставит разную отметку.

Мой опыт показывает, что дети прекрасно живут без отметок! За почти тридцать лет работы с детьми, я не видела ни одного ребёнка, которого мотивировала бы тройка или двойка! Особенно, конечно, страдают те дети, которым учёбы даётся с трудом. Есть ребята, которые будут получать пятёрки, не прикладывая при этом особых усилий. Вот так вот устроено, вот такие они! Все даётся им настолько легко, что что бы они ни делали, у них всегда будет «пять» и «четыре». Они настолько привыкают к этим хорошим отметкам, что если вдруг какая-то случайная «тройка», то у некоторых ребят бывает огромный огромный стресс, и это тоже не есть хорошо.

А есть дети, которые будут долго и старательно выполнять задания, но получат за работу только «три» или «два», потому что есть определенные критерии. И таких детей в школе, на самом деле, немало. Их очень много. А ребёнок очень скоро понимает, что сколько бы он ни старался, будет все равно «три»! И он перестаёт стараться. Он перестаёт верить в себя, ему становится неинтересно учиться, потому что каждый ребёнок в начальной школе ждёт за свою работу похвалы.

В этом возрасте дети ещё пребывают, да и должны пребывать, в состоянии радости! А мы, взрослые, стараемся сразу сделать школьную жизнь серьезной, ответственной, чтобы все было по-взрослому.

Как только ребёнок идёт в школу, беззаботное детство заканчивается. И в школе для этого делается абсолютно все. Вот, какой бы вопрос в государственной школе мы не затронули, который касается образования, у меня такое впечатление, что всё – против ребёнка, что всё ему только во зло. А самое страшное в отметке, на мой взгляд, это то, что она не даёт маленькому человеку, находящемуся ещё в самом начале своего пути, право на ошибку. И это страшно.

Мы, взрослые, постоянно себе даём это право, мы постоянно даём себе какие-то шансы, мы постоянно ищем себе какие-то оправдания, а вот ребёнку право на ошибку мы не даём.

Особенно это видно с введением электронных журналов, когда у учителей отсутствует физическая возможность изменить через какое-то время «двойки» или «тройки». То есть, если поставил «двойку» или «тройку», и ребёнок не смог исправить оценку в течение какого-то времени, то эта двойка так и висит в электронном журнале, напоминая и родителям, и ребёнку о том, что случился такой неуспех, случилась такая проблема..

А вообще, если посмотреть – вот ребёнок приходит в школу. И всё в школе для него новое и всё для него неизведанное. Он учится, он делает свои первые шаги. Точно так же, как когда-то он начинал ходить.

Если вспомнить любого малыша, который делает свои первые шаги, и вспомнить наши взрослые эмоции и отношение к тому, что происходит. Что мы делали? Мы протягивали ручки, мы помогали, мы поддерживали, мы радовались! Даже если он упал, мы тут же бежали и поднимали, старались помочь. А теперь, ребёнок чуть подрос, шаги у него стали другие, шаги стали серьёзнее. Но, посмотрите, что мы делаем в школе? Что мы делаем, если ребёнок «упал»? Ведь «двойка» или «тройка» – это неверный шаг, это ошибка. Ошибка, когда ребёнку нужна помощь, а мы ставим сегодня «три», завтра «два», опять «три» и ждём, что ребёнок будет с огромным удовольствием и желанием идти по школьной жизни и дальше. Да не будет, конечно ! Не будет! Он очень быстро поймёт, что никто не поможет, никто не поддержит, что теперь всегда так будет – «три» и «два». И от этого очень- очень страшно.

В коллективе дети тоже очень быстро начинают делиться на отличников и троечников. И навешивается своеобразный ярлык.

Если честно, я ни разу не встречала ребёнка, который перешёл бы, например, в другой класс, в другую школу в статусе троечника и стал там хорошистом. Вот он приходит с этим ярлыком, и что бы он ни делал, как бы он ни старался – к нему отношение, как к троечнику. Ему уже не дают шансы вылезти из этого. Нет у него возможности изменить эту свою «статусность». Он так троечником и идёт. Стоит только по одному предмету поставить ребёнку «три», как тут же выстраивается целая цепочка уже очередных троек. Никто не хочет разбираться, если стоит между тройкой и четвёркой, поставим лучше тройку, на всякий случай, а вдруг не дотянет? А вдруг не сможет?

Оценивать ребенка по его личному успеху
Самое-самое главное, чтобы дети не теряли веру в себя!
Колчина Татьяна Викторовна, педагог Школы Юных Творцов
Поэтому я за оценивание результатов каждого ребёнка - Когда я могу оценить его личный успех. Сравнить его работу вчера и сегодня. И пусть сегодня в работе 10 ошибок – я понимаю, что ни одни критерии отметок не дадут мне право поставить ему «пять» и «четыре», но вчера то ошибок было пятнадцать! Значит, сегодня лучше! И значит, это победа! Это значит, есть за что похвалить перед классом, и пусть все одноклассники тоже поддержат и порадуются! А приклеить картинку за эту работу мне абсолютно не жалко! И я знаю, что завтра этот ребёнок без страха и разочарования будет пробовать снова, и он будет стараться! И это здорово))

А я, как учитель, просто понимаю, что это значит, что материал ещё не усвоен. Значит, этому ребёнку нужно ещё время. И я готова дать ему это время, готова поддержать. Я точно знаю, что со временем ошибок будет меньше. Ведь даже если взять и сравнить первый класс, когда мы начинаем элементарные вещи – например, счёт – кто-то считает быстро, кто-то медленно. Но проходит месяц-два, и те же примеры идут на ура и считаются уже с ходу! Ну ведь нет ни одного третьеклассника, который в пределах десяти не мог бы посчитать очень быстро и без ошибок)))

Просто все дети разные) Кому-то нужно мало времени, кому-то нужно больше времени, и я очень рада, что при семейном образовании, в альтернативных каких-то вариантах есть возможность дать ребёнку шанс! Мне кажется, это самое-самое главное, чтобы дети не теряли веру в себя! Чтобы шли по жизни уверенно! Чтобы не боялись ошибаться! Чтобы не боялись этих отметок, чтобы сравнивали себя вчерашнего с собой сегодняшним, видели результат и гордились им!